Эльбрус

Здесь вам не равнина, здесь климат иной -

Идут лавины одна за одной,

И здесь за камнепадом ревет камнепад.

И можно свернуть, обрыв обогнуть,

Но мы выбираем трудный путь,

Опасный, как военная тропа.

 

Кто здесь не бывал, кто не рисковал,

Тот сам себя не испытал,

Пусть даже внизу он звезды хватал с небес.

Внизу не встретишь, как ни тянись,

За всю свою счастливую жизнь

Десятой доли таких красот и чудес.

 

Нет алых роз и траурных лент,

И не похож на монумент

Тот камень, что покой тебе подарил.

Как Вечным огнем, сверкает днем

Вершина изумрудным льдом,

Которую ты так и не покорил.

 

И пусть говорят, да, пусть говорят...

Но нет, никто не гибнет зря!

Так лучше - чем от водки и от простуд!

Другие пройдут, сменив уют

На риск и непомерный труд, -

Пройдут тобой не пройденный маршрут.

 

Отвесные стены... А ну, не зевай!

Ты здесь на везение не уповай:

В горах не надежны ни камень, ни лед, ни скала.

Надеемся только на крепость рук,

На руки друга и вбитый крюк

И молимся, чтобы страховка не подвела.

 

Мы рубим ступени... Ни шагу назад!

И от напряжения колени дрожат,

И сердце готово к вершине бежать из груди.

Весь мир на ладони! Ты счастлив и нем

И только немного завидуешь тем,

Другим, у которых вершина еще впереди

Эльбрус и Приэльбрусье – 2001

 

27 июля. Команда из четырех человек и одного большого черного кота по имени Тюпа собралась на Казанском вокзале. В мое первое горное путешествие мы отправлялись поездом Москва – Кисловодск с Казанского вокзала в 8.35 утра. Плацкартный билет на этот поезд стоил 624 рубля, купейный порядка полутора тысяч. Предыдущую неделю погода в Москве стояла исключительно жаркая и мы смогли вполне акклиматизироваться к условиям юга, оставаясь дома (и на работе ;-).

28 июля. В Минеральные Воды  мы прибыли около 10.30, и покинув поезд, попали под жесткую опеку местных таксистов. Отделаться от некоторых из них было просто невозможно. Однако мы предприняли ряд попыток выяснить, не идет ли какого автобуса или маршрутки до Терскола. Гостиничные автобусы летом видимо не ходят, либо мы не попали на день заезда. Маршруток тоже не обнаружили. Таксисты торговались очень бойко. Начав с 1800, скоро опустились до 900, но при этом предлагали подбросить нас куда-то недалеко за угол, где нас уже ждет “Газель”, которая нас отвезет куда надо (надо понимать не в Баксансое, а в Аргунское ущелье). Да и вид у них был весьма – весьма подозрительный. Недалеко же стоял удобный жигули-универсал с водителем, лицо которого всем нам сразу внушило доверие, и мы, недолго торговавшись (за 1300 р), поехали в Терскол. Отъезжая от вокзальной площади, мы обнаружили, что количество такси на близлежащих улицах не поддается описанию, и, отойдя  немного, я думаю, мы договорились бы дешевле. Уже недалеко от города посреди степи стали попадаться отдельные горки (например, Змейка или пятигорский Машук), но большие горы стали видны после города Баксан, причем довольно неожиданно. Виды Баксанского ущелья, по которому мы ехали, поражали. Водопады, отвесные стены, горные реки  заставляли забыть обо всем. Находись я за рулем, непременно свалился бы под какой-нибудь откос. Проезжали город Тырнауз, где в прошлом году сошел огромный сель. Некоторые его последствия видны до сих пор. Еще в Москве мы звонили в гостиницы Приэльбрусья, просматривали информацию в интернете и остановились на гостинице “Иткол”. По телефону нам пообещали место в двухместном номере при двухразовом питании за 360 рублей. Подъехав к гостинице и осведомившись о наличии мест, нам была названа сумма в 317, а при  оформлении 280 рублей за место. Минимальный срок размещения – 3 суток.  

Так же возможно размещение без питания – 160 рублей. Питание стоит 60-80-60 за завтрак, обед и ужин соответственно. Впрочем, о питании можно договориться лично в столовой, причем нам это обошлось в два раза дешевле. После обеда в гостинице мы решили прогуляться к долине Азау (от гостиницы 5 километров) и разведать  работу подъемников на Эльбрус. Работали все три очереди. Каждая по 60 рублей за подъем и спуск. Дорога с непривычки далась тяжеловато (высота около двух километров над уровнем моря), но после ужина, отдохнув, отправились в долину нарзанов. Она располагается в паре километров от гостиницы на правом берегу Баксана. Рядом с долиной  вверх по склону горы есть великолепный водопад. 

Однако мои испытания этого дня еще не закончились. Ночью, когда все уже улеглись спать, начался сильнейший ливень с грозой. Но самое интересное не это, а то, что где-то к середине ночи к грохоту грома добавились жуткие звуки, доносившиеся с ближайшего склона горы. В кромешной темноте было слышно, как камни стучат друг о друга и рев текущей не то воды, не то еще чего-то. Я стал понимать, что это сель. И думал уже о срочной эвакуации. Однако шум постепенно затих, и я отправился спать.

По дороге к долине нарзанов

29 июля. Утром, наблюдая последствия селя, я обнаружил, что он был совсем невелик, но шуму наделал изрядно.

Маршрут на озеро Донгуз-Орун. От гостиницы “Иткол” нужно идти вверх до поворота на Чегет. Где-то через полчаса после выхода мы были на поляне Чегет. Далее мы должны были подняться на канатной дороге первой очереди до кафе “Ай”. Подъем и спуск стоит тоже 60 рублей. Вторая очередь дороги не работала, но в наши планы на этот день она и не входила. От станции канатки первой очереди на озеро идет две дороги: верхняя и нижняя. Мы ошиблись и пошли по дороге, ведущей вверх по склону. Правильная же дорога идет от кафе “Ай” немного в низ и далее без набора высоты вдоль ущелья Донгуз-Орун. Нам пришлось спускаться по травянистому склону в месте, где вниз течет несколько ручьев. Дорога до озера занимает приблизительно 1,5 часа. За озером повернули на право к перевалу Медвежий. Но нас остановили пограничники и повернули назад. Поели в кафе “Ай”. Меню, как потом выяснилось, везде стандартное:

·        Манты (пельмени) –25р.

·        Шашлык из баранины –35-40 р.

·        Шашлык из осетрины – 50 р.

·        Хычин с картошкой и сыром -10 р.

·        Чебурек –15 р.

·        Чай-5, кофе-10, айран (простокваша) –5 за стакан.

К двум часам погода резко испортилась, из Грузии пришло большое черное облако, и стал дуть резкий ветер. Мы решили побыстрей спуститься вниз, но не успели. Когда мы были уже на канатке,  начался страшный ливень, переходящий в град. Он уже закончился, опять стало святить солнце, но неудачи и не думали заканчиваться -  сломалась канатка, и мы 30 минут  висели на ней. За это время одежда на нас стала подсыхать, но опасения внушала вторая туча, появившаяся с перевала Донгуз-Орун. У меня в рюкзаке были непромокаемые вещи. Особенную уверенность мне внушали болониевые штаны. Я уже стал прикидывать, как бы мне изловчиться и, ничего не потеряв, на 10 метровой высоте одеть их, но дорога поехала, и мы были спасены. Только – только мы спустились и дошли до одного из кафе на поляне Чегет начался второй заряд ливня, напоминавший ураган. Я быстро понял, что единственное нас может спасти – это бутылка коньяка “Нальчик” стоимостью в 200 рублей. После этого сильнейший ветер, кое-где срывавший листы с крыш и тенты с кафе, и дождь нам стали казаться менее страшными, а вскоре и совсем утили.

Так я впервые понял, что такое погода, а точнее непогода, в горах и как быстро одна сменяет другую. Последующие дни почти на все 100 повторяли погодный сценарий этого дня. Утром везде сияет яркое солнце, потом над вершинами гор собираются маленькие белые облачка. Потом эти облачка увеличиваются и чернеют. И, наконец в 2-3 часа дня из ущелья Донгуз-Орун вываливается солидная туча, которая быстро начинает опускаться в низ по баксанскому ущелью. Облачная погода стоит до вечера, но обычно без дождя. Ночью идут грозы, а утром опять сияет солнце. Кстати у нас сложилось впечатление, что Чегет самое дождливое место в Приэльбрусье.

Вечером мы зашли к малым нарзанам (Ачи - Су). Интересно, что вода поступает к источнику по шлангу с другого берега реки.

Ледник семерка Перевал Медвежий

30 июля. Маршрут к леднику Малый Азау. Утром поймали машину от “Иткола” к долине Азау (обошлось в 50 рублей). На первой очереди канатки на Эльбрус поднялись до станции “Старый кругозор” (около 3000 метров над уровнем моря). Далее вдоль второй очереди канатки вначале по дороге,  а затем по тропе (приблизительно через 1 час) вышли к языку ледника Малый Азау. Есть более близкий язык, к нему нужно идти левее по каменной гряде. К леднику можно подойти вплотную по морене. Весьма скользко. Возвращались той же дорогой. У станции “Старый кругозор” очень хорошее кафе, особенно рекомендую пельмени.  По дороге в гостиницу заходили на поляну Чегета. Купили прекрасные свитера всего за 160-180 рублей. Вечером опять ходили лечиться нарзаном в долину.

Ледник Малый Азау

31 июля. Маршрут по Ущелью реки Терскол к одноименному леднику. Накануне прошел дождь, было жарко и парило. Ледник из долины кажется гораздо ближе, чем есть на самом деле. В поселке Терскол нужно сворачивать с дороги направо в 150 метрах за памятником. Идти вдоль скотных дворов до перехода через мостик. До поляны кошей от моста еще 30 минут. Далее нужно подумать о переходе реки. Если вы хотели бы посмотреть с близкого расстояния прекрасный водопад, то нужно находиться на правом (орографически) берегу реки, либо пытаться перейти ее уже под самым ледником. Нам это не удалось. Значительная часть дороги идет по огромным камням морены и весьма неудобна. Всего до ледника идти около 3 часов.  Обедали на поляне Чегет. Вечером, неожиданно, от людей, смотревших единственный в гостинице телевизор, мы узнали, что в МинВодах террорист захватил рейсовый автобус Невинномысск -  МинВоды. К счастью обошлось без жертв.

Ледник Терскол

1 августа. Спонтанно приняли решение идти на Эльбрус. Погода с утра была отличная, облаков мало. Добрались к канатке “Азау” на машине (60 руб) где-то к 10.00.Все очереди канатки работали, решено – ехать!!! Первые две очереди “Азау” (2356 м.) – “Старый Кругозор” (3000 м) и “Старый Кругозор” (3000 м)  – “Мир”(3500 м.) представляют собой маятниковую дорогу, и по ней ходят два вагончика, как у фуникулера. Третья очередь – кресельная дорога до приюта Гарабаши (он же “бочки”). Высота над уровнем моря 3800 метров. Это чувствуется, но не так сильно как я ожидал.

Бочки Вид на Главный Кавказский Хребет
  От бочек пошли к “Приюту 11”(4200 м.) Иногда до приюта можно подъехать на ратраке – специальном тракторе с широкими гусеницами, предназначенными для езды по снегу и льду. Но в этот день воспользоваться им нам не удалось, поскольку приезжал кто-то “из правительства”.
Ратрак
Дорога идет по леднику, местами покрытому снегом. Кое-где много воды. Подъем прошел тоже не так уж тяжело, и приблизительно через 1,5 часа мы дошли до приюта. Народу на горе было очень много – наверное, несколько сот человек. Осмотрели остатки “Приюта 11”, сгоревшего в 1998 году. Небольшая гостиница оборудована в бывшей котельной. Перед нашим приездом на Эльбрусе закончилась акция “Нового Акрополя” по сбору мусора на горе, но когда я осмотрел окрестности, они не показались девственно чистыми. Сложно даже представить, как это выглядело до акции.
Приют 11
Некоторые (в том числе я) решили сходить подальше и поднялись к середине гряды ведущей к скалам Пастухова (~ 4400 м).
Вид сверху на Приют 11 Скалы Пастухова
Обратно возвращались гораздо быстрее. Местами на крутых склонах можно было отлично скользить прямо в ботинках, а кое-где и на пятой точке. Возле бочек мы переоделись, но не стали задерживаться, так как погода начала портиться. Кстати с погодой нам исключительно повезло. На  “Мире” зашли в музей обороны Кавказа, а на “Старом Кругозоре” отведали пельменей. И пошли пешком в гостиницу, зайдя по пути в Терскол позвонить и успокоить родителей. Звонок в Москву и Питер стоит одинаково – 46 рублей днем и 23 рубля вечером за три минуты разговора. Сотовые телефоны (во всяком случае GSM) сеть в Баксанском ущелье не ловят. GSM связь есть только на Ставраполье и Нальчике.

2 августа. Маршрут в Шхельдинское ущелье. Доехали до поселка Эльбрус. Далее по ущелью Адыл-Су поднялись до альплагеря “Шхельда”(1-1,5 часа). Дорога идет мимо альплагеря “Адыл-Су” и “кладбища погибших альпинистов» (хотя, похоже, альпинистов там не так много). Далее через территорию лагеря тропа уходит на право в ущелье Шхельды. По ущелью можно пройти почти до ледника. Пограничники стоят, не доходя до так называемой “улыбки Шхельды”, представляющей собой небольшой песчаный островок, на котором есть импровизированный пляж. До улыбки можно пройти, предъявив пограничникам паспорт. До “улыбки” от начала ущелья 1,5 часа ходу. Открывается прекрасный вид на Шхельду и ледник с большим ледяным гротом. Кафе “Сакля” у входа в Адыл-Су не очень понравилось, и мы традиционно отправились обедать на поляну Чегета.

Шхельда

3 августа. Маршрут к леднику Большой Азау. От станции “Азау” канатной дороги на Эльбрус нужно пройти по ходу 200 метров и спускаться по дороге, а затем тропе, в ущелье. Идти по левому (орографически) берегу реки Азау. В 15-20 минутах ходьбы большой – метров 30 водопад. Далее на этом же берегу находятся  “органные трубы” – черные вертикальные диабазовые колонны.

Водопад Органные трубы
Всего до ледника идти 1,5-2 часа. Уже ближе к леднику есть “песчаные замки” – сказы из песчаника, стоящие отдельно от основных склонов ущелья. В леднике два ледяных грота. Один из них образовался на месте, где из  ледника вытекает река Азау.
Исток реки Азау
Дорога довольно трудная, идет по морене отступившего ледника. Есть участки с мертвым льдом. Очень интересно было смотреть на отметки, сделанные на камнях,  о том до куда доходил ледник, например в 1954 или 1896 году. За сто лет ледник отступил почти на километр. Невольно задумаешься о глобальном потеплении климата. Где стоят пограничники, не очень понятно, говорят, что на перевале Чипер-Азау. Однако мы их встретили прямо в ущелье, на полпути к леднику. После предъявления паспортов нас пропустили дальше. Обедали у станции канатной дороги “Азау”, после чего пошли к Чегету. Там на рынке большой выбор дешевых изделий из шерсти: свитер-160-180 рублей, шапка –30-40, носки - 25-35,  варежки –20.

4 августа. Устроили себе день отдыха. Полдня отдыхали на поляне Чегета, а вечером ходили к поляне нарзанов. Еще раз все продегустировали и сошлись на том, что этот нарзан по вкусу очень напоминает, купленный в МинВодах “Меркурий”. Вода практически не пахнет, но со временем желтеет (наверное из-за большого количества железа).

5 августа. Запустили вторую очередь канатки на Чегет, пока опять не сломалась, поехали туда. Поднявшись до конца, пошли по дороге идущей вверх чуть левее хребта. Спустя минут 20-30 тропа разветвляется. Пошли по правой, она более каменистая и быстрее набирает высоту. Спустя час после начала подъема (может чуть больше) вышли на промежуточную вершину с табличкой, где все оставляют свои имена. Далее с небольшим спуском через седловину продолжили путь к Азау-Гит-Чегет-Карабаши (3461 м.). Поднимаясь мимо некого устройства, очевидно для получения воды, через несколько минут достигли вершины, откуда открывался великолепный вид на Эльбрус и соседний Донгуз-Орун-Чегет-Карабаши (3769 м.), и даже видны какие-то зеленые долины в соседней Грузии. Отсюда можно было, как по карте, изучать наш маршрут на Эльбрус. Далее спустились к седловине, и ушли с нее вправо по достаточно крутой тропе. В результате спуска по ней попали на ту развилку, где вначале пошли вправо. Левый путь возможно немного проще.

Весь мир наладони, я счастлив и нем Вид с вершины Азау-Гит-Чегет-Карабаши

6 августа. Маршрут по ущелью реки Ирик. После въезда в поселок Эльбрус  остановились у второго моста через реку Баксан (первый мост напротив Адыл-Су). По асфальтовой дороге, идущей налево, вышли к мосту через Ирик. Ориентиром при этом служит водокачка. После перехода на другой берег поднялись по тропе с изрядным набором высоты и вышли на нижнюю тропу, она проходит ниже скалы. Через час после начала пути выходим к нарзанному источнику. Выше долины нарзанов виден песчаный замок. Подъем к нему занимает 20-30 минут, и дорога в его близи весьма опасна. Замок представляет собой подобие шпилей и пирамид из песка и камней. Далее дорога идет фактически без набора высоты и, пройдя несколько участков леса, чередующихся с альпийскими лугами, выходим к кошу и небольшому водопаду (в пути 2 часа). При проходе по ущелью все время виден Эльбрус с необычного ракурса, а с противоположной стороны серия больших гор в районе ущелья Адыл-Су. Возвращение прошло немного быстрее, поскольку шли по верхней тропе, а она намного шире и безопасней.

Песчаный замок

7 августа. Маршрут по ущелью Юсеньги. На машине нужно ехать до первого моста после въезда в поселок Тегенекли. Далее возвращаться по правому берегу Баксана до начала подъема в ущелье и памятника погибшим воинам (~ 20 мин.). Далее начинается крутой и длинный подъем, идущий приблизительно до конца леса. Он занимает приблизительно час. Далее тропа идет мимо водопадов на реке Юсеньги, и еще через 1,5 часа выходим к концу ущелья. Здесь, недалеко от перевала Бечо, река разветвляется на множество рукавов, а само ущелье значительно расширяется. Здесь же стоят пограничники, и находится заброшенный кош. Из этой небольшой долины открывается очень красивый панорамный вид на Главный Кавказский Хребет, на горы Донгузорун и Когутай. Возвращались той же тропой. Странно, но это далось тоже сравнительно нелегко, видимо, из-за крутизны спуска. В целом, маршрут отличается большим набором высоты. В поселке Тегенекли есть Альпинистско - охотничий музей имени Высоцкого. В его экспозиции есть много чучел животных, интересные фотографии по истории покорения Эльбруса и большой - большой портрет Путина. Оказалось, что во время съемок фильма “Вертикаль”(1966 г.) Высоцкий жил именно в гостинице “Иткол”. После этого поехали в Чегет обедать. По итогам отдыха и дегустаций местной кухни могу сказать, что нам очень понравились два кафе: первое – на станции “Старый кругозор”, а второе на поляне Чегет. Оно находится слева от въезда на поляну, рядом с рынком. На первый взгляд оно самое большое и работает в отличие от остальных до 23 часов, а не до закрытия канатки. Но главное, что там самые вкусные манты и прекрасное домашнее белое и красное вино (10 рублей за стакан). Рекомендую!!! 

Ущелье Юсеньги

8 августа. День отдыха. Утром ходили на поляну Нарзанов. Оказалось, что количество источников там около десятка  и каждый со своим вкусом. Размеры тоже отличаются – от совсем маленьких, до скважины с сильнейшим напором. Вся вода с газом, многие источники как бы кипят. Поднимались к водопаду. Вечером ходили в Терскол – звонили в Москву, так как в автобусе МинВоды – Владикавказ обнаружили бомбу. 

9 августа. Наш отдых подходил к концу. Оставался последний аккорд. В последний день мы хотели посетить Пятигорск. В 9.30 выехали из “Иткола”. О машине договорились заранее. Один из водителей, подвозивший нас во время одного из наших маршрутов согласился отвезти нас в Пятигорск за 700 рублей. Праправнук первовосходителя Эльбруса ехал так быстро, что несколько раз я уже успел попрощаться с жизнью. В районе железнодорожного вокзала Пятигорска мы были уже в полдень. Сдали в камеру хранения вещи и на маршрутке №1 поехали к горе Машук. Посетили Провал – подземное озеро. Нам Провал был известен лишь по ”Двенадцати стульям”. Удивительно, но последователей у Остапа Бендера не нашлось, и вход в Провал по-прежнему бесплатный. Ниже Провала, в известковом ложе течет теплая река минеральной воды. Множество людей принимают ванны в ее маленьких запрудах. Там же я купил кружку с носиком и отправился дегустировать все, что попадется по руку.  Попробовав воду из “Минерального источника №24” я понял, что минерализация моего организма достигла последней стадии, и то, чтобы пить эту воду, надо быть действительно очень больным человеком. После этого отправились к Цветнику. Помимо красивых цветов там имеется “Лермонтовский источник”. Будучи “человеком, измученным нарзаном”, пробовать плохо пахнущую воду температурой 46 градусов (при температуре воздуха в 35) я не стал. Может быть зря. Я слышал что, говорят “чем минеральная вода противней, тем она полезней”. Эта была воистину королевой минеральных вод. До МинВод поехали на электричке, которые отходят от вокзала каждые полчаса. Езды от Пятигорска до МинВод минут 45, а билет стоит (7 р. 40 коп.). Билеты проверяли. Наш поезд №61 Нальчик-Москва отходил в 20.46. Все прошло нормально, поезд шел по расписанию. Но уже поздно ночью мы удели еще одно потрясающее зрелище – пожар в степи. Зрелище воистину потрясающее - стена огня длиной во многие километры. Мне почему-то вспомнился фильм “Унесенные ветром”, а именно сцена  горящей Атланты.

Подземное озеро Вид на Провал сверху

10 августа. Через огонь и воду мы уже прошли, но нам оставалось пройти через украинскую таможню. Около 11.00 прошли российские пограничники, проверили паспорта и пожелали доброго пути. После этого пошли украинцы. Что-то они проверяли 4 раза:

первый – проверка паспортов пограничниками;

второй – проверка таможенниками;

третий – ветеринарный контроль;

четвертый – еще непонятно кто, похожий на тайного агента.

Удивительно, но все эти проверки мы проходили ради 6 часов пребывания в поезде транзитом, идущим через Украину.

11 августа. Прибыли в Москву на Курский вокзал в 5.35.


[Главная страница] [Кастинг] [Нахлыст]

[Гостевая книга] [Электронная почта] [Новости]

Используются технологии uCoz